НОВЕЛИ ЗАКОНОДАВСТВА

Юрист Ровно: 5 необходимых експертиз в делах о ДТП

Адвокат Валентин Дупак
ДУПАК ВАЛЕНТИН ГЕРМАНОВИЧ ЮРИДИЧНА КОНСУЛЬТАЦІЯ, ЮРИСТ ОНЛАЙН, юрист рівне, адвокат рівне, безкоштовна юридична консультація, юрист Рівне, юрист Ровно, Дупак Валентин, Дупак Валентин, Германович, юридична консультація, адвокат, юрист, сімейне право, аліменти, КУпАП, кримінальне право, трудове право, господарського, цивільного, кримінального, корпоративного, та адміністративного права, розлучення, суд, консультації, юрист сарни, юрист костопіль, автоюрист, автоадвокат, сімейний адвокат, Народний Рух, Народний Рух України, рівне, Рівне, Ровно

Многие из нас попадают в ДТП, причину которых часто тяжело установить, для этого нужно прибегнуть к максимальному количеству способов – экспертиз сложившегося ДТП.

Экспертный анализ ДТП (автотехнические экспертизы)

Экспертный анализ ДТП устанавливает научно обоснованную характеристику процесса ДТП во всех его фазах, определяет объективные причины ДТП и поведение отдельных его участников. В результате проведения экспертного анализа лица, расследующие ДТП, получают возможность ответить на главный вопрос: имел ли место несчастный случай или событие произошло в результате неправильных действий его участников, пренебрегших требованиями безопасности? Данный вид исследований производится, как правило, при расследовании уголовных дел, а также при рассмотрении дел об административных правонарушениях. В ряде случаев, проведение таких экспертиз назначается в гражданском и хозяйственном процессах по делам, связанным с деликтовыми правоотношениями.

Особенности проведения экспертного анализа ДТП

Для проведения экспертного анализа ДТП эксперты используют специальное программное обеспечение, позволяющее реконструировать механизм происшествия во всех его фазах. Благодаря этим программам мы можем определять скорость движения ТС перед столкновением, а также научно обосновывать координаты самого места столкновения ТС (или места наезда на пешехода). Серьезным подспорьем в наших исследованиях являются результаты проводимых краш-тестов и сертификационных испытаний ТС. Все эти возможности позволяют назвать ведущей экспертной организацией Европы. Наиболее распространенные вопросы при назначении автотехнических экспертиз:

  • каков механизм развития дорожно-транспортного происшествия?
  • каково было взаимное расположение транспортных средств по отношению друг к другу в момент столкновения?
  • где находилось место столкновения транспортных средств?
  • каковы траектории движения транспортных средств до момента столкновения?
  • какова была скорость движения транспортного средства перед началом торможения, исходя из длины и характера следов торможения?
  • какое время необходимо для остановки транспортного средства в данных дорожных условиях?
  • какими требованиями Правил дорожного движения (ПДД) должны были руководствоваться участники дорожно-транспортного происшествия?
  • соответствовали ли действия участников дорожно-транспортного происшествия требованиям ПДД?
  • располагал ли водитель технической возможностью предотвратить ДТП?
  • какие пункты ПДД нарушены и имеется ли причинная связь между этими нарушениями и дорожно-транспортным происшествием?
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ!:  Юрист Рівне: хто відшкодує збитки по ДТП, якщо винуватець не застрахований

Трасологический анализ повреждений ТС

Трасологический анализ повреждений ТС необходим в случае, если у заинтересованной стороны имеются сомнения относительно заявленного механизма их образования. В большинстве случаев, этот вопрос интересует страховые компании, так как данный вид экспертизы является одним из наиболее эффективных механизмов противодействия страховому мошенничеству в области моторного страхования (в основном, КАСКО, ОСАГО). При этом, заказчиками данного вида исследований могут быть и другие лица, например, клиенты страховых компаний, получившие необоснованный отказ в выплате страхового возмещений.

Дорожно-техническая экспертиза

Ни для кого не секрет, что состояние отечественных дорог не только далеко от идеального, но и, зачастую, является первопричиной дорожно-транспортных происшествий. К сожалению правоприменительная практика, в подавляющем большинстве случаев, всю вину за случившееся возлагает на водителя. В этом случае, проведение дорожно-технической экспертизы может стать единственным аргументом в пользу его невиновности. Дорожно-техническая экспертиза может также помочь и вопросах возмещение вреда, причиненного транспортному средству (его пассажирам или грузу) в результате неудовлетворительного состояния дорожного покрытия.

Основными объектами исследования дорожно-технической экспертизы являются фактические данные о состоянии дорожной инфраструктуры и ее соответствующее действующим стандартам в этой области. Наиболее распространенные вопросы при назначении автотехнических экспертиз:

  • какова была обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия?
  • каковы были параметры, характеризующие движение транспортных средств на месте ДТП?
  • была ли возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие с учетом состояния дороги, погодно-климатических и других условий на момент ДТП?
  • какие обстоятельства способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия?
  • соответствует ли требованиям проектной документации участок автомобильной дороги, на которой произошло ДТП?
  • какова вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия по причине несоответствия дорожных условий действующим стандартам?
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ!:  Заповіт складений зі слів спадкодавця та не зачитаний останнім в голос є нікчемним / юрист Дупак Валентин Германович

Психофизиологическая экспертиза

Психофизиологическая экспертиза исследует одну из важнейших составляющих системы Водитель – Автомобиль – Дорога – Среда (ВАДС) – психоэмоциональные особенности водителя, которые могут быть главной причиной случившегося ДТП.

Классическая автотехническая экспертиза, решая вопрос о технической возможности водителя избежать ДТП, исходит из того, что за рулем автомобиля в момент ДТП находится так называемый «оператор», т.е. среднестатистический водитель. Со своей стороны каждый водитель имеет ряд индивидуальных особенностей, как динамического характера ( время реакции, работоспособность, степень утомления, внимание и т.д.) так и относительно устойчивых (характер, темперамент, тип нервной системы и др).

На дороге также может сложиться ситуация, когда все факторы дорожной обстановки, такие, например, как большое количество объектов дорожного движения, затрудненные условия их восприятия, а также возможность реализации ответного действия на возникшую опасность, могут превышать психофизиологические возможности организма водителя.

Юридическая значимость учета всех этих факторов состоит в том, что при отсутствии у водителя психофизиологической возможности предотвратить ДТП, в том случае если, это не было связано с осознанным управлением ТС в болезненном состоянии, вина водителя в совершенном ДТП может отсутствовать.

Причиной неверного, ошибочного решения водителя, которое в свою очередь обусловило наступление ДТП может быть дефицит времени переработки информации, принятия решения, наличие отвлекающих, эмоциогенных факторов и дт.). Это происходит тогда, когда психофизиологические возможности человека, обусловленные, например, состоянием нервно-психического напряжения, превышали его реальные возможности в предотвращении ДТП. Такое зачастую случается в сложных метеорологических условиях (туман, снегопад, плохая видимость). Кроме того, на дороге может сложиться ситуация, когда водитель в силу своих психофизиологических особенностей может попросту не различить форму, движение объектов и вовремя не отреагировать на опасный для движения объект.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ!:  Допомога адвоката при ДТП

Кроме того, снижение психофизиологических возможностей организма водителя может произойти в результате накопления водителем отрицательных переживаний. Особенно этому подвержены молодые и неопытные водители.

Все эти факторы могут быть изучены в ходе проведения специального тестирования, которые специалисты DEKRA проводят с помощью хорошо зарекомендовавших себя методик. Предметом психофизиологической экспертизы могут быть:

  • установление времени реакции водителя в зависимости от возникшей дорожной обстановки;
  • установление возможности предотвращения водителем дорожно-транспортного происшествия с учетом воздействия на него различных факторов в сложившейся дорожной ситуации;
  • установление возможности оценки водителем опасности сложившейся ситуации и пр.

Пожарно-техническая экспертиза

Пожарно-техническая экспертиза проводится с целью установления обстоятельств возникновения и развития пожара в рамках расследования уголовных дел о пожарах, а также рассмотрении гражданских дел, связанных с пожарами.

Объектами пожарно-технической экспертизы могут быть: место пожара; обгоревшие и обуглившиеся конструктивные элементы и части зданий, сооружений, транспортных средств; остатки частично или полностью сгоревших предметов; вещества и материалы, механизмы, оборудование или узлы, детали с места пожара (в прилагаемых к нему схемах и иллюстрациях, в протоколах следственных экспериментов);сведения из технической документации и актов проверки состояния оборудования, объектов и т.п.

Основными задачами пожарно-технической экспертизы являются:

  • установление очага и времени возникновения пожара;
  • установление технических данных, связанных с выяснением обстоятельств происшедшего пожара;
  • установление фактов нарушения правил пожарной безопасности;
  • установление причины возникновения пожара;
  • установление технического состояния противопожарной техники.